Марк Цукерберг, владелец Oculus и отмененный в РФ человек, демонстрирует наработки исследовательской лаборатории и демонстрирует 4 прототипа. На основе этого он показывает, в каком направлении планирует развиваться компания в ближайшие несколько лет.
Прошлой осенью, когда Facebook* реорганизовали в Meta*, Цукерберг поделился своим видением будущего: в нем люди встречаются, играют и работают в виртуальных мирах. Сегодняшние технологии виртуальной реальности не соответствуют этой научно-фантастической идее.
Для реализации требуется нечто большее: новое поколение VR-дисплеев, которые соответствуют возможностям человеческого зрения.
VR-дисплеи должны быть лучше, чем традиционные
Meta работает над новыми VR-дисплеями с 2015 года и в настоящее время предоставляет самое глубокое представление о своих собственных исследованиях дисплеев на сегодняшний день.
Исследование показывает, что дисплеи должны быть намного лучше, чем ныне существующие мониторы ПК и телевизоров.
«Это действительно новая технология, — говорит Марк Цукерберг. «Мы не просто совершенствуем экраны, которые десятилетиями использовались в телефонах, телевизорах или компьютерных мониторах и которые уже существуют. Нам нужно выйти на новый уровень и изучить, как физические системы работают вместе и как наша зрительная система воспринимает мир».
Прототип Butterscotch
В первом прототипе Цукерберг говорит о том, что одним важным условием визуального реализма является разрешение. По оценкам, гарнитуры виртуальной реальности должны иметь разрешение 8K на каждый глаз и плотность пикселей 60 PPD. У недавно анонсированном Pimax Crystal 42 пикселя на градус. У Butterscotch – 55 PPD, а человеческий глаз видит 60 PPD.
Благодаря дисплеям с высокой плотностью пикселей пользователь может прочитать даже мелкий шрифт. Для достижения такого разрешения команда разработала новый гибридный объектив и вдвое уменьшила обычное поле зрения.
Это одна из причин, по которой устройство еще не готово к производству. Оно тяжелое и громоздкое.
Прототип Half Dome
Half Dome, о котором уже давно ходят слухи, оснащен варифокальными линзами и технологией отслеживания взгляда. С помощью этих решений он решает проблему глубины фокуса.
Стандартные мониторы находятся на большом расстоянии от человека, и он может фокусировать взгляд в одном месте. Но в виртуальной и дополненной реальности пользователь может фокусироваться на ближних и дальних объектах.
Идеальная коррекция искажений должна быть динамической, адаптирующейся к движениям глаз в реальном времени. Команда добилась методологического прорыва в этой области: они разработали устройство, с помощью которого можно смоделировать и оценить коррекцию искажений в течение нескольких минут вместо ранее требовавшихся месяцев.
Прототип Starburst
Существующие проблемы VR-устройств – оптические искажения и неверная передача цвета. По словам главы корпорации, в Starburst оптические искажения решены на уровне программного обеспечения. Кроме того, это первая HDR VR система, которая способна передавать реальные, насыщенные цвета даже лучше, чем современные HD-телевизоры и мониторы.
Яркость дисплея измеряется в нитах. Современные HDR-телевизоры имеют максимальную яркость в несколько тысяч нит, а Quest 2 — 100 нит.
Чтобы проверить эффект HDR-гарнитуры, команда DSR объединила ЖК-дисплей с мощной лампой. У Starburst яркость получилась в 20 000 нит, что позволит точно имитировать условия освещения в помещении или ночное время.
Недостатки первого прототипа HDR очевидны: устройство проводное, настолько громоздкое и тяжелое, что его приходится держать за две ручки.
Прототип Holocake 2
Наконец, для чего всё это показано – конечной целью компании является объединить все наработанные технологии в единое устройство, название которого Holocake 2. Как объясняется, это экспериментальное устройство с голографическими дисплеями, на котором уже можно запускать любой ПК VR опыт.
Гарнитура должна быть максимально тонкой, легкой и доступной.
Holocake 2 — это полнофункциональная гарнитура виртуальной реальности для ПК, которая не уступает Meta Quest 2 с точки зрения поля зрения, разрешения и области вокруг глаз, но имеет значительно более тонкий формфактор. Однако VR-гарнитура тоже проводная и, в отличие от Quest 2, не имеет встроенного вычислительного блока и кулера, иначе она была бы толще.
Еще одной особенностью Holocake 2 является источник света: он состоит из лазеров вместо светодиодов ради яркости и точности цветопередачи. Лазерная технология имеет один недостаток: технология производства не отработана, гарнитура не приспособлена к серийному производству.
В общем и целом, компания стремится к тому, чтобы пользователи не могли различить виртуальную реальность от настоящей – как в метавселенной, так и в привычном VR-опыте.
*Эти названия и многое другое запрещены в России